Исследование практики социального служения православной церкви является одной из важнейших сторон конфессиональной истории начала ХХ в. Именно в транзитивных условиях прошлого века лучшие традиции православной культуры были проявлены в полной мере.
Первая мировая война всколыхнула все слои российского общества. Не остались в стороне представители священства, которые выступили духовной объединительной силой народных масс, стали во главе благотворительных акций населения[4].
Для Терской области поведение духовенства тем более актуально, что население было религиозным.
30 июля 1914 г. со всех амвонов было объявлено населению страны о начале войны и всеобщей мобилизации. Храмы обязаны были каждый день возносить молитвы за здравие воинов и скорейшую победу русской армии, а также осуществлять кружечный сбор на нужды войны [9]. Все священство, прихожане России активно участвовали в благотворительных акциях, связанных с оказанием помощи воинам. Только в первый военный год в Св. Синод поступило пожертвований на сумму 137300 руб. [1].
Российское духовенство жертвовало деньгами и разными предметами не только для нуждающихся в России, но и для населения других стран, пострадавших от военных действий, например, Польши. По призыву верховных иерархов страны в 1914-1915 гг. проходил сбор средств в пользу голодающих Буковины, Сербии, Галиции.
Целью данной статьи является изучение практик социальной деятельности клира Владикавказской епархии в годы войны.
Следует отметить, что благотворительность православной церкви в годы войны прошла несколько этапов, отличавшихся методами проведения.
Начальный этап мало отличался от предыдущих лишь небольшими новшествами: тыл должен всячески поддерживать воинство на фронте; духовенство должно служить примером патриотизма. Приоритетными в своей деятельности РПЦ определила следующие направления: патриотическое, воспитательно-просветительское, миссионерское, благотворительное [3].
Каждая епархия вносила свой посильный вклад в дело победы. Уже в июле 1914 г. представители духовенства Владикавказской епархии собрались в Архиерейском доме для создания епархиального комитета под председательством Преосвященного Антонина, там же был объявлен сбор пожертвований на нужды войны [10]. Комитет весьма активно занялся возложенными на него задачами, среди которых наиболее своевременными были следующие: возложить на руководителей причтов сбор средств на нужды войны, установить в каждой церкви кружечные сборы для пожертвований, в учебных и иных заведениях служащим предложить сделать отчисления из содержания, а также разослать подписные листы по всей епархии.
Несмотря на бедность, владикавказское духовенство активно жертвовало на военные нужды. Только за август 1914 г. церковный клир передал в центральный комитет по сбору пожертвований 1145 руб. 59 коп. [5]. На нужды военного времени владикавказское духовенство отчисляло 2% казенного жалованья и кружечного дохода.
Наряду с денежными суммами, священство и прихожане жертвовали одежду, белье, полотенца, сладости, махорку, чай, обувь. Во Владикавказских епархиальных ведомостях печатались предметы, которые передавались в комитет области. Достаточно привести сведения за 10 декабря 1914 г.: нижнего белья - 420 пар, варежек 130 пар, фуфаек 135, кисетов с табаком и бумагой 495, портянок 200 штук, башлыков52[7].
Благотворительная помощь государству была отмечена в благодарственном письме военного генерал-губернатора: «Прошу вас принять, - обратился он к съезду депутатов от духовенства епархии, - искреннюю благодарность от лица доблестных защитников Отечества, раненных на войне, и не отказать переждать благодарность духовенству епархии и корпорациям епархиальных учреждений, оборудовавших и содержащих на собственные средства лазарет на 10 кроватей в Духовном училище»[8].
Не только воины российской армии были предметом заботы священства епархии. Немало было сделано также для поддержания семей военнослужащих. Руководству местных церковно-приходских школ был направлен из Владикавказской консистории циркуляр, который определял основные методы социальной работы среди учащихся: «С открытием военных действий многие учащиеся в церковных школах, родители коих призваны на военную службу, остались на попечении своих матерей, часто обремененных семьей и крайне нуждающихся в средствах пропитания. Такие дети по своей бедности часто нуждаются в одежде, обуви, в дневном пропитании, а иногда не располагают средствами на приобретение учебных принадлежностей. Озабочиваясь судьбою сих детей и правильным течением обучения их в школах, Училищный Совет при Святейшем Синоде просит Епархиальный Училищный Совет принять их под особенное попечение и располагать к тому же уездные отделения, членов церковно-школьной инспекции и заведующих церковными школами, для оказания детям воинов возможной помощи раздачею им одежды, обуви, учебных принадлежностей, также устройством для них бесплатных завтраков и ночлежных приютов. Большую помощь в этом отношении могут оказать церковным школам церковно-школьные Попечительства, об открытии которых Епархиальному Училищному Совету надлежит озаботиться безотлагательно, а равно и попечители, и другие благотворители из местных приходов»[11].
По указу Св. Синода при всех приходах были сформированы попечительские советы для оказания социальной помощи семьям военнослужащих. В августе 1914 г. совет для поддержки семей мобилизованных был создан при епархиальном Кафедральном соборе, в него вошли Преосвященный Антонин, о. Д. Дьяченко, о. И. Андриевский, Е.М. Сергеев. Сразу же был объявлен сбор средств, и в казну поступило 177 р.[2].
Четко была налажена работа по приему раненных, в организации тыловых госпиталей были задействованы приходские священники, которым надлежало отвести под лазареты все свободные помещения, заготавливать «предметы лазаретского инвентаря». Уже осенью 1914 г. в г. Владикавказе была развернута лазаретная сеть: общими усилиями приготовлены к приему раненных 10 лазаретов. Вот данные только по лазарету при Духовном училище: в декабре 1914 г. было затрачено на продовольствие для раненных 113 руб. 22 коп., мыло - 5 руб., за чулки и носки - 19 руб. 95 коп.[6]. На средства преподавателей духовного училища поддерживался военный лазарет.
В начале 1915 г. Святейший синод сообщал: «Многие из раненых и больных воинов по выходу из госпиталей нуждаются в спокойном отдыхе для восстановления здоровья и сил. Получившим увечья необходимо призрение до времени, когда будут изысканы для них новые способы дальнейшего обеспечения в жизни. Дети павших в бою требуют приюта...»[12]. В связи с этим верующим надлежало быть милосердными, проявляя заботу о семьях военнослужащих.
Преосвященному Владикавказской епархии Антонину предстояло сформировать во всех приходах попечительские советы на широкой социальной основе, на которые возлагалась обязанность «вести списки семей, члены коих призваны в ряды армии, выяснять их имущественное положение и оказывать им пособие до тех пор, пока в этом будет надобность». 20 ноября такой совет был создан. Перед ним были поставлены задачи поддержания морального духа раненных, проведение духовных собеседований, а также чтения церковной литературы. Например, Владикавказское Михайло-Архангельское братство ассигновало на выписку брошюр и листовок религиозно-нравственного содержания 50 руб. для рассылки этих изданий в лазареты.
Солдаты в своих письмах отмечали, что «наша армия хорошо обмундирована, у всех теплая одежда, пища хорошая, помещения теплые, словом нужды ни в чем нет». Так, в своем письме на имя станичного священника казак Дорофеев писал: «К Рождеству я получил подарки со склада императрицы Александры Федоровны и мы очень довольны тем, что нас не забывают и заботятся о нас. Я получил 2 мешочка, в которых 2 рубашки, 2-е кальсон, 4 пары носков, 2 наволочки, 1 полотенце, 2 пары портянок, конфекты, мыло, сахар, соль, 2 рубля».
Однако церковь поддерживала русское войско не только в тылу, но и на передовой. Во Владикавказских епархиальных ведомостях была опубликована заметка о таком бесстрашном пастыре, который являл собой образец истинного священника: «Пехота поднялась и побежала в штыковую атаку на немца. А сам о. Павел уже впереди, высоко подняв крест в правой руке, бежит, словно боится, что его опередят прийти первым к неприятельским окопам. Здесь он и санитар, и пастырь и командир...». Поддержание в русских воинах веры в победу, смелость и героизм стали главными задачами военных священников на фронте, владикавказских священников - в тылу.
Итак, анализ благотворительной деятельности православной церкви во Владикавказской епархии в 1914-1917 гг. показал, что она проявляла понимание необходимости поддержки государства и брала на себя большие расходы по содержанию раненных, помощи семьям военнослужащих, поддержанию морального духа населения. Священство епархии активно включалось в организацию госпиталей, сбор пожертвований, беседы на нравственно-патриотические темы.
Рецензенты:Айларова С.А.,д.и.н., профессор, зав. отделом истории ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, г.Владикавказ;
Кобахидзе Е.И.,д.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева, г.Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Хубулова Д.В. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕНСТВА ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ЕПАРХИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20924 (дата обращения: 05.06.2024).